Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

ЭГО-АНАЛИЗ А

ФРЕЙД. Ранний психоанализ преимущественно был сосредоточен на психологии Ид (Оно), связанных с ним конфликтах и в меньшей мере касался Эго (Я) как части личности, ее самости (self). Разработка представления о защитных механизмах способствовала смещению фокуса психоаналитических исследований. В 1939 г. Хартманн (Hartmann Н.) опубликовал статью под названием “Эго-психология и проблема адаптации”, в которой проводилась мысль о том, что адаптивная психология может опираться лишь на решающую роль в функционировании личности Я, которое должно занять место Оно. У Хартманна Я становится центральной инстанцией.
Дочь Фрейда (Freud S.) А. Фрейд (Freud А.) в своей работе “Эго и механизмы защиты” (1936) обратила внимание на то, что теория психоанализа длительное время неправомерно признавалась и понималась лишь как психология бессознательного, и это определение “немедленно утрачивало претензии на точность, как только его применяли к психоаналитической терапии”.
Психотерапевтический метод, по мнению А. Фрейд, с самого начала и до конца имеет дело с Я и его отклонениями, в то время как рассмотрение и исследование бессознательного является лишь средством для достижения конечной цели. По-следняя при аналитической терапии также непосредственно связана с Я и заключается в коррекции отклонений и восстановлении целостности Я. Эти разработки сделали психоаналитическую теорию более открытой для психосоциальных исследований и имели своей целью повышение требований к психоанализу как обшей психологии человека.
Центром исследований А. Фрейд стало Я субъекта как опосредующее звено, через которое можно уточнить и расширить значение 2 других образований личности: Оно и Сверх-Я. Воссоздание сложной картины взаимосвязей всех уровней личности обеспечивается уникальной способностью Я к самонаблюдению. Если отношения между Я и Оно благоприятны, то инстинктивные импульсы беспрепятственно прокладывают себе дорогу наверх, а Я лишь выполняет функцию наблю-дателя, не вмешиваясь в сам процесс и не искажая его. При конфликтных отношениях между этими образованиями процесс взаимосвязей между ними отражается Я гораздо менее определенно. Эти соотношения наиболее ценны для психоанализа, так как отражают взаимодействия, обусловленные защитными мерами со стороны Я. На рассмотрение и ретроспективную реконструкцию защитных механизмов и направлен Э-а. А. Ф. Существенное место в исследованиях А. Фрейд отводится особенностям приспособления детей к требованиям внешнего мира. Ею были отмечены определенные параллели между защитными мерами Я против внешней и внутренней опасности. Вытеснение, например, освобождает от инстинктивных про-изводных. Отрицание способствует “уничтожению” угрожающих стимулов окружения. Защитный механизм формирования реакции предохраняет Я от воспроизведения вытесненных импульсов, а фантазии, в которые включена реальность, обес-печивают защиту от воздействия извне. Торможение импульсов сходно с запретами, благодаря которым личность избегает неприятностей, исходящих из внешнего мира. Интеллектуализация инстинктивных импульсов аналогична, по мнению А. Фрейд, настороженности Я по отношению к внешним опасностям. Остальные защитные действия заключаются в самих побудительных стремлениях и, с точки зрения автора, подобны действиям Я, направленным на реконструкцию внешних условий. А. Фрейд полагала, что аналитическая терапия детей ставит такие ситуационные проблемы, которые имеют очень мало общего с практикой лечения взрослых. Многие работы А. Фрейд посвящены пониманию и преодолению конфликтов у детей.