Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ПО АЛЕКСЕЙЧИКУ

Методика, разработанная литовским психотера-певтом Алексейчиком (Alekseiсik А. Е.) для организации терапевтических сообществ психотерапевтического отделения и групповой психотерапии пациентов с неврозами и другими пограничными расстройствами.
И. т. ж. п. А.— яркий пример эклектической психотерапии, сочетающей приемы гештальт-терапии, психодрамы, а также экзистенциальную ориентацию при отсутствии жестких концептуальных рамок. Для И. т. ж. п. А. характерна дирек-тивность, тщательная предварительная проработка сценария психотерапевтических и тренинговых занятий, интенсифика-ция и драматизация включения участников в работу группы.
Основные принципы И. т. ж. п. А.:
1. Реалистичность (реализация правил “принятия судьбы” и “платы за все”).
2. Синтетичность (“холистичность, тотальность” — поуровневая проработка пиковых переживаний участников группы с опорой на различные репрезентативные системы и с использованием широкого арсенала приемов).
3. Интенсификация переживаний (идентификация прорабатываемых переживаний и “выгорание лишнего”).
4. Опора на сохранные психические процессы и компенсаторные механизмы.
5. Драматизация (приемы “зависания над бездной”, повторные переключения полярных переживаний участников группы, драматическая детализация и эксплуатация групповой динамики — формирование ассоциативных связей создаваемой психодраматической ситуации с реальными проблемами и взаимоотношениями участников группы).
6. Истинность информации (достигаемая приемами “материализации” и редуцированного “измерения” переживаний).
7. Четкое определение психотерапевтических (или тренинговых) целей, динамическая открытая шкалированная (балльная) оценка (самооценка) психокоррекционного эффекта.
Автор организует 2 — 5-дневные тренинговые семинары для психотерапевтов, врачей и психологов. Жесткая личностно-ориентированная направленность позволяет расценивать эти занятия как своеобразный профотбор и лабораторию профессионального и личностного роста психотерапевтов.