Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

К.-п. п., или моделирование поведения, базируется на внутренних процессах переработки информации, является обучающим процессом, обеспечивающим пациента новым опытом.
К.-п. п. основана на широком использовании приемов, позволяющих оценить неадекватные аспекты мышления, представлений, правила, которыми личность реагирует на внешние события, переводя их из внешнего во внутренний план. Ос-новные положения К.-п. п. состоят в следующем:
1. Многие поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении и воспитании.
2. Имеются реципрокные взаимоотношения между поведением и средой.
3. С точки зрения теории научения (Бандура — Bandura А.), случайный опыт оставляет более значимый след в личности, чем традиционная бихевиористская модель “стимул—реакция”.
4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и психотерапевтический процесс. Когнитивный аспект является решающим в ходе научения. Дезадаптивное поведение может быть изменено посредством личностных самообучающих приемов, активизирующих когнитивные структуры.
Считается, что поведение может быть изменено уже в результате наблюдения за ним. Каждая задача может решаться одним способом научения или сочетанием четырех: ответным, или классическим, оперантным, наблюдательным и когнитивным.
Когнитивное научение включает в себя самоконтроль, самонаблюдение, составление контрактов, работу в системе пра-вил пациента. Большое внимание уделяется целям обучения. Пока не достигнута одна цель, переходить с помощью психотерапевтических приемов к другой не следует. Важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализуются через “я хочу”, а не “хотел бы”. Проблемы лучше определять и формулировать в понятных для пациента терминах, можно также очертить барьер, который он хочет преодолеть, например: “Я хочу преодолеть страх общения с незнакомыми людьми”. На психотерапевтическом занятии больному можно предложить найти альтернативы для пре-одоления своей проблемы (например, методом мозгового штурма) с выписыванием всех идей на доске или листе бумаги. Затем вместе с ним можно выбрать самые интересные. Заключаются психотерапевтические контракты в виде письменной фиксации предполагаемых изменений со стороны пациента. Избирается по возможности не бросающийся в глаза и удобный метод протоколирования любых изменений, наступающих в процессе психотерапии. Большое значение придается домашним заданиям: выполняются конкретные упражнения из программы тренинга самоутверждения, самоинструкций. Функциональные тренировки поведения часто не гарантируют того, что пациент будет пробовать использовать приобретенные заново способы поведения также в естественной окружающей среде. В беседе с ним надо вникнуть в систему правил проблемного поведения, начав с составления их списка. Желательно выяснить, кто и для чего это правило создал (нередко источник — родители), нет ли конфликта между правилами. Если когнитивные компоненты поведения являются предметом психотерапевтического вмешательства, то к концу каждого занятия рекомендуется модифицировать уже составленный список правил на основе полученного во время его проведения опыта. При этом устаревшие правила могут быть исключены. Пациентам рекомендуется 2—3 раза в день перечитывать их определенное время, разделить на прием-лемые (+) и неприемлемые (-). Цель занятий — переструктурирование негативных правил в позитивные. Следуя принципу переучивания, пациент при ежедневном просмотре правил когнитивно кодирует и применяет их за рамками психотера-певтического занятия. Реализации планов отчетливо препятствуют зафиксированные правила, отсутствие готовности к изменениям, что, по сути, является психологической защитой. На каждом психотерапевтическом занятии необходимо под-водить итоги, намечать дальнейшие шаги. Если удалось справиться с проблемой, то для закрепления успеха следует проанализировать, что этому способствовало.
Большинство авторов, использующих этот метод, рекомендуют на занятии применять следующие приемы. Мейхенбаум (Meichenbaum D., 1977) полагает, что неспособность пациента справиться со стрессом возникает в результате отсутствия специфических умений — релаксации, когнитивных самоубеждений, а также опыта столкновения со стрессовыми воздействиями. Практически тревога может быть уменьшена путем обучения пациента релаксации (например, методу про-грессирующей мышечной релаксации Джекобсо-на) и изменения отношения к тревожнмм мыслям и чувствам. Ситуация, вызываю щая тревогу, воспроизводится в безопасной обстановке психотерапевтического занятия, а затем переносится в реальную стрессовую обстановку. Использование палых доз стресса для выработки устойчивости к нему напоминает прививку от болезни и создание иммунитета. Одной из предложенных Мейхенбаумом методик является тренинг самоинст-рукций. Приводим один из вариантов:
1) подготовка к столкновению со стрессом: “Я смогу разработать план, чтобы справиться с ним”;
2) реагирование во время стресса: “Пока я смогу сохранить спокойствие, я контролирую сбытытия”;
3) совладание со стрессом: “Возбуждение мешает мне воспринимать ситуацию”;
4) отражение опыта: “Это оказалось не так страшно, как я думал”.
Бандура, придавая большое значение наблюдательному научению, рекомендует на психотерапевтическом занятии при-менять следующие приемы:
1. Тренировка альтернативных самостоятельных описаний пациентом стрессовых ситуаций. Проводится она в состоянии релаксации, больному предлагается вслух при закрытых глазах подробно описать стрессовую ситуацию. В отличие от метода имплозии, следует не уходить от повышения уровня тревоги, а применять тренинг самоинструкции или углублять релаксацию.
2. Подготовка психотерапевтом альтернативного решения проблем.
3. Выборочная проба переживаний, осуществленная пациентом.
4. Обсуждение достигнутых результатов и письменная фиксация их в дневнике пациента.
5. Заучивание вслух альтернативного диалога, предложенного психотерапевтом.
6. Применение методики “стоп”. Ее суть заключается в том, что в случае усиления тревоги психотерапевт громко произносит “стоп”, представляя красный сигнал светофора. После этого больному предлагается воссоздать картину, вызы-вающую у него положительные эмоции. Пациент сам обучается субвокальному произнесению слова “стоп”.
Махони(Маhопеу М. J., 1977) акцентирует внимание на составлении индивидуальной программы психотерапевтического обучения.
Личностные проблемы он рассматривает как проблемы научные. Обучение совла-данию со стрессовыми и конфликтными ситуациями происходит через определение проблемы, постановку целей и задач исследования, сбор данных, их интерпретацию, выбор гипотетических возможностей Разрешения проблемы, эксперимент, анализ результатов, пересмотр или замену гипотезы. Этот метод показан пациентам, у которых слабо развито умение разрешать проблемы. Суть лечения заключается в самонаблюдении, продуцировании умозаключений и приобретении навыка контроля за ситуацией.
Эллис (Ellis А., 1962) в своей рационально-эмоцшнальной психотерапии предположил, что положительные эмоции, такие как чувство любви или восторга, часто связаны или являются результатом внутреннего убеждения, выраженного в виде фразы “Это для меня хорошо”, а отрицательные эмоции, такие как гнев или депрессия, связаны с убеждением, выраженным фразой “Это для меня плохо”. Он также подтвердил, что эмоциональный отклик на ситуацию отражает “ярлык”, который “приклеивают” ей (например, опасна она или приятна), даже в том случае, когда “этикетка” не соответствует действительности. Для достижения счастья, по Эллису, необходимо рационально сформулировать цели и выбрать адекватные средства. В любую ситуацию мы привносим два отличительных типа когни-ций: убеждения и предположения. Приводим перечень наиболее типичных иррациональных убеждений, которые необходимо преодолеть пациенту:
1) существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в значимом окружении;
2) каждый должен быть компетентным во всех областях знаний;
3) большинство людей подлые и испорченные и достойны презрения;
4) произойдет катастрофа, если события пойдут иным путем, чем запрограммировал человек;
5) человеческие несчастья обусловлены внешними силами, и у людей мало возможностей их контролировать;
6) если существует опасность, то не следует ее преодолевать;
7) легче избежать определенных жизненных трудностей, чем соприкасаться с ними и нести за них ответственность;
8) в этом мире слабый зависит от сильного;
9) прошлая история какого-либо человека должна влиять на его непосредственное поведение “сейчас”;
10) не следует беспокоиться о чужих проблемах;
11) необходимо правильно, четко и отлично решать все проблемы, а если этого нет, то произойдет катастрофа;
12) если кто-либо не контролирует свои эмоции, то ему невозможно помочь.
К.-п. п. психотерапию предлагается осуществлять в такой последовательности: предшествующие события — убеждение — следствие — обсуждение — эффект. Дискуссия затрагивает 3 уровня: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
В любой разновидности К.-п. п. задача психотерапевта выступает как диагностиче-ски-обучающая, предполагающая максимальное вовлечение пациента во все этапы анализа, планирования и решения. Больной должен понимать, что проис-ходит при психотерапевтическом обучении. Только так он сможет оптимально участвовать в поиске целей и принимать верные решения, касающиеся этапов изменений. Иными словами, пациент должен стать психотерапевтом для самого себя.
См. Прививка против стресса Мей-хенбаума.