Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ

Включает в себя: самоконтроль, состоящий из последовательных этапов самонаблюде-ния, самоподкрепления и регулирующих самооценку; составление контрактов; работу в системе правил пациента.
Поведенческие правила позволяют систематизировать элементы поведения, которые можно представить следующей формулой: когда и в каких обстоятельствах делают то или другое и каковы последствия этого. Их называют еще АВС-пара-дигмой. Задача психотерапевта — озвучить и вербализовать эту формулу.
Правила условно подразделяются так (Хоффман - Hoffman N., 1979):
1) правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у больных положительные или отрицательные эмоции (например: “Немытые овощи канцерогенны”);
2) правила, связанные с воздействием стимула (например: “После терапии все будет по-другому”);
3) поведенческие оценки (например: так как я заикаюсь, никто меня не слушает”);
4) правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: “При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине”, “У меня нет больше надежды”);
5) правила, связанные с воздействием реакции (например: “Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа”);
6) правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: “Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым”).
В процессе терапии важно установить, кто и для чего создал то или иное правило, и попытаться произвести замену негативных правил на позитивные. Большое внимание уделяется целям обучения (психотерапии). Важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализуются через “я хочу”, а не “хотел бы”. Формулировать проблемы лучше понятными для пациента терминами, нужно также очертить барьер, который он хочет преодолеть (например: “Я хочу преодолеть страх общения с незнакомыми людьми”). На занятии можно предложить пациенту (например, методом “мозгового штурма”) найти альтернативные решения своей проблемы, записать все идеи на доске и вместе с ним выбрать самые интересные. Пока не достигнута одна цель, переходить к другой не следует.
Психотерапевтические контракты — это запись предполагаемых изменений со стороны пациента. По возможности выбирается не бросающийся в глаза и удобный метод протоколирования и фиксируйся любые изменения в процессе пси-хотерапии.
Таким образом, при К. н., в отличие от оперантного обучения, с индивидуумом не просто что-то происходит, а то, что он сам предпринимает на основе анализа поступающей информации.
Познавательный (когнитивный) подход, обладая чертами “поведенческого”, отражает суть рационально-эмоциональной психотерапии.
Несовершенное мышление обнаруживается в том, что люди говорят сами себе; такой “саморазговор” воздействует и на поведение.