Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

МЕДИТАЦИЯ

Термин “медитация” происходит от латинского meditor (размышляю, обдумываю); страдательное причастие от этого глагола meditari означает “движимый к центру”. По-видимому, многозначность латинского слова и предопределила закрепление этого термина в литературе за понятием M. Существует много определений M., но поскольку все они описывают процесс, ни одно из них по своей сути не может быть удовлетворительным.
Аналогами понятия M. являются “умное желание” в православии, “дхиана” в буддизме, “зикр” в суфизме и др. M. всегда была выходом за пределы обыденного сознания и обращением к Богу (как бы его ни называли в различных религиях). M. – это путь к особому, пробужденному сознанию. Основатели и выдающиеся последователи мировых религий испытали опыт таких трансцендентных состояний. Достаточно вспомнить озарения Моисея, позволившие ему увидеть Десять Заповедей, сорокадневное пребывание Иисуса в пустыне, искушения и преодоление их, просветления Будды, видения Магомета.
Начало любой M. - концентрация, сосредоточенность ума, отрешение от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех второстепенных внутренних переживаний. При всех видах М. достигается этап, который описы-вается как прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания, ума, прыжок в бессознательное, к глубинным пластам свoero существа, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка, ума. В различ-ных религиях M. преследовала цель выработать такой уровень сознания, который называется мудростью и связан с открытием и ощущением Бога в себе, слиянием с ним и постижением его. На пути к этой цели добиваются промежуточных результатов: контроль и управление умом, что приводит к улучшению памяти, внимания; приобретение чувства глубинного спокойствия, психической релаксации, улучшение психического функционирования, что ведет к улучшению соматического состояния, излечению от болезней. Выход за пределы сознания приводит к развитию экстрасенсорных способностей, к прозрению.
Эти попутные эффекты M. не должны являться целью M. M. не может быть только комплексом упражнений и технических приемов, но должна стать образом жизни практикующего. Поэтому подготовка к M. во многих религиях составляет существенную часть пути прохождения M. Каждый способ достижения необычных состояний сознания своеобразен и часто использует уникальные приемы. Однако, несмотря на различия, можно найти нечто общее, что есть в каждом из них, если рассматривать M. как процесс трансформации сознания.
Один из путей реализации M. – это путь концентрации, достижения однонаправленности, сфокусированности ума. В обычном состоянии ум человека отвлекается разнообразными раздражителями и внешними, идущими изнутри организма, связанными с нарушениями физиологического гомеостаза, нереализованными потребностями. Начиная со средоточения ума на объекте и проходя через этап проникновения в объект, обучающийся полностью растворяется в нем, полностью сливается с ним; объект заполняет все сознание медитирующего. Теоретически любой предмет или его качество может стать объектом концентрации, однако характер объекта определенным образом ограничивает глубину достигаемой концен-трации. Например, “Ви-шудхиматта” (буддийское руководство по M.) рекомендует ряд объектов для овладения концентрацией: 10 абстрактных объектов, 5 окрашенных кругов (белого, черного, синего, желтого и красного цвета), первоэлементы (огонь, воздух, вода и земля, ограниченное пространство), 10 вызывающих отвращение предметов, 10 качеств Будды, 4 возвышенных чувства (любовь, добродетель, сострадание, радость при достижении счастья другими), 4 беспредметных созерцания (бесконечного сознания, бесконечного пространства, пространства пустоты, сферы “ни восприятия, ни не восприятия”). Предлагаемые для концентрации объекты должны подбираться индивидуально, в зависимости от особенностей характера и темперамента, доминирующих у человека установок, так, чтобы максимально уменьшить воздействие отвлекающих причин, вторгающихся в сознание.
M. начинается с сознательного, целенаправленного усилия, фокусировки внимания на объекте M. Как только внимание отклоняется от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным усилием возвратить его к объекту. На первых занятиях это требует постоянных усилий, контроля. Ум часто уходит в отвлекающие ощущения извне и изнутри организма, а также в мешающие мысли. Однако постепенно, по мере тренировок помехи все меньше отвлекают внимание от объекта; они присутствуют, но центром концентрации все время остается объект. Ум медитирующего все более длительное время сосредоточен на предмете концентрации, хотя по-прежнему сохраняются помехи в виде привычных реакций — появление скуки, апатии, тревоги, сомнений в целесообразности продолжения концентрации и др. По мере тренировок преодолеваются и эти препятствия, в концентрации начинают преобладать такие свойства, как однонаправленность и блаженство. Появление этих качеств свидетельствует о глубокой концентрации на объекте, о полном слиянии с ним. На этом этапе, наряду с невозмутимостью, доминируют чувства энтузиазма, восторга, удовлетворения, иногда отмечаются ощущения невесомости тела, вспышки яркого света, светящиеся образы. По мере углубления состояния концентрации человека могут посещать видения, что свидетельствует о том, что продолжительная концентрация еще невозможна. Мен-тальные процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. Видения могут носить как приятный, так и устрашающий характер. В первом случае они могут стать целью медитирующего и остановить его желание про-должать углубление М. Чтобы двигаться дальше, необходимо отказаться от реализации этих побочных целей.
При последующем продвижении возникает момент, когда обыденное сознание исчезает, ум погружается в объект и остается в нем без движения, посторонние мысли, ощущения рассеиваются полностью. В сознании преобладают однона-правленность, слияние с объектом, блаженство. Это состояние полного поглощения, в буддизме получившее название “дхиана”, вначале длится считанные мгновения, но в процессе дальнейшей работы может удерживаться все более долго. Постепенно приходит умение вызывать его в любой ситуации, в любое время.
Более глубокие уровни концентрации связаны с уходом мыслей от объекта и обращением ума к чувствам восторга и блаженства. Появляется невозмутимость, сознание бесконечного, в последующем безобъектного пространства, а при еще большем углублении — состояние “ни восприятия, ни не восприятия”.
Концентрация внимания не единственный способ проведения М. Более трудным является путь постигающей мудрости, который начинается с “полноты внимания” (сатипаттхана), продолжается проникновением в суть объектов (випассана) и завершается нирваной. При “полноте внимания медитирующий фокусируется на первой фазе восприятия, не позволяя сво-ему уму реагировать на объект концентрации. Он лишь наблюдает за своими впечатлениями констатируя только то, что происходит. Если в уме возникают какие-либо суждения оценки по поводу воспринятого, они не отвергаются, а спокойно принимаются. При “полноте внимания” все, что происходит в каждый момент восприятия, прямо и ясно осознается и принимается без какого-либо сопротивления. Достичь “полноты внимания” удается легче после того, как медитирующий освоил предварительные стадии — концентрации внимания и приобрел способность к длительной концентрации без комментирования возникающих явлений. В процессе овладения техникой “полноты внимания” мешающие, посторонние мысли регистрируются все легче и затихают все. быстрее. Наконец наступает момент, когда медитирующий не зависит от них и способен регистрировать без помех каждый момент состояния своего ума.
Выделяются 4 вида “полноты внимания” в зависимости от содержания фокуса сосредоточения. Этим фокусом могут стать функции тела, чувства, ментальные состояния и объекты ума. При “полноте внимания” к своему телу медитирующий, чем бы он ни занимался, отмечает каждое мгновение своей физической активности, каждую позу, каждое движение какой-либо части телц. При “полноте внимания” к чувствам он просто отмечает свои чувства, по мере того как они приходят и уходят независимо (от их характера и от того, что их вызвало. При “полноте внимания” к объектам чувств медитирующий регистрирует в сознании яр-точник чувств, независимо от того, чем они вызваны (внутренними или внешними причинами). При “полноте внимания” к ментальным состояниям фокусом становится любая мысль, которая приходит в голову. В про-цессе работы медитирующий достигает такой стадии, когда “полнота внимания” может существовать сама по себе, без прим нения особых технических приемов.
Дальнейшие занятия приводят к ряду открытий относительно природы и функционирования ума. Первое из них – это открытие о том, что сознание отличается от объекта, который оно воспринимает в каждый конкретный момент времени, и это знание не может быть сформулировано на уровне слов. Может возникнуть понимание того, что отражение объектов в сознании, осознание их протекает в соответствии с природой сознания, независимой от чьей-либо воли. Практикующий начинает осмыслять прожитую жизнь как ряд причин, порождающих ряд следствий. Возникает ощущение иллюзии существования самоопределяющегося Я. Медитирующий все яснее видит все поле своего сознания. Оно предстает как непрерывно меняющийся поток, в котором все изменяется и возобновляется каждое мгновение. Происходит освобождение от иллюзии постоянства Я и мира.
Конечной целью М. в буддизме является достижение состояния нирваны. В нирване угасают все желания, привязанности, эгоизм, происходит коренная перестройка сознания медитирующего, он освобождается от неправильных побуждений, становится чистым, святым, основа его поведения — доброта, любовь, сострадание. В психотерапии М. используется для решения более ограниченных задач, таких как снятие нервно-психического напряжения, облегчение осознания психологических проблем. М. позволяет дистанциро-ваться от актуальной проблемы, отстра-нённо наблюдать себя и свое поведение в сложной ситуации, в некоторых случаях — понять генез этой ситуации, эмоционально отреагировать ее, изменить отношение к ней и найти новые способы ее решения. Как составная часть М. входит в аутогенную тренировку в различных ее модификациях, в технику комплексного применения аутогенной тренировки и биологической обратной связи, а также используется при аутогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции в психосинтезе.
В психотерапевтических целях применяются сравнительно простые технические приемы М.: концентрация на дыхании, на собственном теле, на позе, на предмете. При овладении ими рекомендуется руководствоваться следующими правилами: 1) М. должна первоначально проводиться в тихом, изолированном от шумов, теплом помещении; 2) М. надо проводить натощак или не раньше чем через 1,5 часа после еды; 3) занятия М. должны быть регулярными, не реже 3 — 4 раз в неделю, продолжительностью от 15 до 45 минут; ежедневные более короткие занятия предпочтительнее, чем редкие и длительные; 4) М. необходимо проводить с установкой пассивного принятия всего происходящего (предоставить собы-тиям идти своим чередом; критика, анализ, руководство ожиданиями должны быть исключены). При проведении М. используются самые простые позы, не вызывающие напряжения в теле и привычные для занимающегося, например сидя на стуле со спинкой или лежа на спине. На первых этапах обучения предпочтительнее занятия в группах под руководством тренера, владеющего этим методом.