Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, ме-неджменте с целью их оптимизации; современное направление постэриксоновской психотерапии (эриксоновский гипноз, позитивная психотерапия), разрабатываемое с 1975 г. американцами Бендлером (Bandler R.) и Гриндером (Grinder J.) (мате-матиком и лингвистом по базисному образованию) и их последователями.
Н. п. базируется на ряде источников: 1) на изучении и анализе практики Эриксона (Erickson М. Н.), Сатир (Satir V.) (се-мейная психотерапия), Перлса (Perls F. S.) (гештальт-терапия) и других представителей американской психотерапии; 2) на современных данных о межполушарной асимметрии — различиях в переработке информации правым и левым полушариями; работах Бейтсона (Ваteson G.), посвященных “экологии разума”, со ссылкой на зоопсихологические данные формирования нестандартных “творческих” стереотипов поведения дельфинов при определенных условиях дрессировки; 3) на трансформационной грамматике Хомского (Chomsky N.), выделяющей глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения; 4) на исследованиях кибернетики 50—60-х гг., стирающих границы между искусственным и естественным интеллектом; на теории логических типов Рассела (Rassel В.). Таким образом, Н. п. является междисципли-нарной интегративной концепцией необихевиористской ориентации.
Базисные постулаты Н. п. можно сформулировать следующим образом:
1. Человеческий организм, мозг подобны компьютеру, имеющему набор программ. Помимо генетического программирования, формирование “программ” стереотипов поведения и жизнедеятельности в целом осуществляется путем закреп-ления внушений значимых лиц, самопрограммирования и стрессовых переживаний, сопровождающихся трансовыми состоя-ниями сознания.
2. Большая часть “программы” не осознается и не предъявляется в речи, но отражена в глубинных речевых структурах. Важную информацию “программы” подготовленный наблюдатель может считывать, задавая целенаправленно сформулиро-ванные вопросы и ориентируясь на специфические (формальные) языковые структуры и индивидуальные невербальные проявления в ответе человека.
3. Все поведенческие стереотипы (симптомы) имели в прошлом и, вероятно, имеют и в настоящем адаптивные функции. Но возможно “перепрограммирование” (точнее — самопрограммирование) человека на новые, более адаптивные стереотипы на основе особенностей переработки информации и трансовых состояний пациента.
4. Н. п. акцентирует внимание на “подстройке” к пациенту и эффективных технологиях взаимодействия с ним (а не на концептуальных основаниях или эмпатических взаимоотношениях с пациентом, что характерно для психодинамического или гуманистического направления). Такая “техническая” ориентация сочетается с бережным вниманием к самоценности человека и принципом “не вреди”.
В Н. п. разработаны специфические методы диагностики и коррекции. При диагностике выявляются речевые искажения метамодели, ведущие репрезентативные системы переработки информации, проводится калибровка индивидуальных невербальных ответов “да — нет” и поверхностных коррелятов глубинных речевых структур.
Диагностика ведущей репрезентативной системы, позволяющая выбрать оптимальную форму подстройки к пациенту, проводится посредством анализа речевой продукции и поведенческих стереотипов (см. Биастест определения репре-зентативных систем) и калибровки глазодвигательных сигналов.
Типичная схема глазодвигательных сигналов доступа к репрезентативной системе
Право Лево
Визуальное Концентрация Визуаль
конструи внимания на ные образы
рование воспоминаниях,


эйдетическая


память

Аудиальное Концентрация Аудиаль-
конструи внимания на ные образы
рование внешних или


внутренних


объектах

Кинестети Концентрация Внутренний
ческие внимания на диалог
образы внутренних


переживаниях

Представленная схема отражает пространственную проекцию репрезентативных систем на поле зрения человека. Так, быстрые нистагмоидные движения глазных яблок влево—вверх указывают на репрезентацию визуальных воспоминании и т. д. Можно предположить, что подобная проекция глазодвигательных сигналов отражает и мозговую архитектонику. Помимо приведенной типичной пространственной структуры, могут встречаться и индивидуальные отличия. В любом случае в работе с пациентом рекомендуется калибровка индивидуальных проекций репрезентативных систем и стратегий переработки информации посредством целенаравленных команд-вопросов с последущим отслеживанием глазодвигатель-ных реакций. Тест-вопрос, адресованный визуальной памяти, может быть сформулирован так: “Какого цвета были...?” и т. п.; на выявление проекции внутреннего диалога: “Что вы себе обычно говорите, когда довольны собой?” и т. п.
Калибровка индивидуальных невербальных ответов используется в приеме “разговор с подсознанием” и проводится с помощью тестовых вопросов с фиксацией микромимических, пантомимических и вегетативных реакций. При калибровке ответов “да — нет” сначала задаются вопросы, предполагающие однозначные утвердительные ответы, затем — отрицательные. Пациент может говорить или молчать, в любом случае внимание исследователя направлено на невербальные компоненты, стереотипно повторяющиеся при ответах “да” и “нет”. Квалифицированный Н. п.-коммуникатор вставляет тестовые вопросы в обычное интервью и считывает до десятка стандартных телесных ответов “да” и “нет” (расширение зрачков, учащение дыхания, подергивание щеки или стопы и др.). Аналогичным образом калиброваться могут многие семантические структуры, преимущественно дихотомического характера (“мужчина — женщина”, “толстый — тонкий”), что позволяет целенаправленно вмешиваться в переживания пациента, ориентируясь на выявленные невербальные сигналы.
Коррекционные техники Н. п. преимущественно базируются на трансовых состо-яниях пациента. (Методики наведения транса, реализующие принципы подстройки к пациенту опосредованного вызывания реакций и многозначности) (см. Эриксоновский гипноз). Разработаны различные способы использования транса. Применяются и описаны методики “взмаха” (“свиста"), рефрейминга, “якоря”, аудиальнокинестетической и визуально-кинестетической диссоциации, измене-ния личной истории и др.
Переформирование (reframing) - перепрограммирование, апеллирующее к бесознательным ресурсам пациента, смена неудовлетворяющего стереотипа реагироания (симптома) или способа решения решения) проблемы более адекватным и адаптивным. Возможна (и даже желательна) такая структура проработки, когда врач не знает о содержании перепрограммируемого стереотипа. Кроме названия “рефрейминг”, используют и другие термины: перепрограммирование, переработка, перестройка. Предлагаемая схема переформирования является модификацией наиболее известной техники Н. п. — “шестишагового рефрейминга” — и заимствована из книги Бендлера и Гриндера “Трансформация” (1981):
1. Выработка невербальной сигнальной системы ответов “да — нет”.
2. Идентификация стереотипа поведения, подлежащего изменению: “Прошу Вас выбрать некий стереотип поведения, который Вам не нравится, назовем его — X, дать сигнал „да", когда выбор будет завершен” (+ —” 3-й шаг).
3. Подключение сигнальной системы “да—нет”: “Прошу Ваше подсознание подключить систему ответов „да—нет" к той его области, которая ведает действием стереотипа X. Когда это произойдет, прошу эту область подсознания подать сигнал „да", а затем — „нет" (+ -> 4-й шаг).
4. Выделение положительной функции поведенческого стереотипа: “Желаете ли Вы позволить Вашему сознанию узнать, каково значение того, что происходит, когда проявляется стереотип X, каков его смысл?” (- —> 5-й шаг; + — “Про-должайте, проинформируйте Ваше сознание. Когда это будет сделано, подайте мне сигнал „да", и мы сможем перейти к следующему шагу”.)
5. Создание новых альтернатив: “Желает ли область подсознания, ответственная за стереотип X, обратиться к созидающим ресурсам личности и выработать новые способы поведения, отличающиеся от стереотипа X, но выполняющие такие же позитивные функции?” (+ -> “Прошу подсознание продолжать и подать сигнал „да", когда оно найдет не менее трех новых вариантов поведения”. Дождавшись + ответа — перейти к 6-му шагу. Можно предварительно определить время, необходимое для поиска, предлагая конкретные временные интервалы и ориентируясь на ответы “да — нет”, что позволит врачу на это время предоставить пациента самому себе.)


Нарушения метамодели
Формы нарушений метамо-дели Примеры речевых искажений Примеры соответствующих уточняющих и корригирующих вопросов
1. Номинализация (обозна-чение процесса существи-тельным) Моя депрессия мучает меня. Тревога сводит меня с ума Что Вас угнетает? (Перевод~~ существительного в глагол). Что тревожит?
2. Неспецифический глагол Переживаю, чувствую Как Вы это чувствуете?
3. Отсутствующий рефе-рентный индекс Этому... некое ощущение Чему именно? Какое конкрет-но?
4. Простое ощущение Отсутствие значимого уточ-нения Что? Кто? Когда? Где?
5. Универсальный кванти-фикатор (сверхобобщение) Всегда... никогда Действительно никогда?
6. Модальный оператор (предполагающий отсутст-вие выбора) Я должен это сделать. Не могу... Что случится, если не сделаете? Что Вас останавливает?
7. Нарушение причинно-следственных связей Он делает меня несчастным Как именно он это делает с Ва-ми?
8. “Чтение мыслей” (от ин-туитивного высказывания “это может быть” отличает-ся тем, что “это точно так”) Наверняка они думают, что я... Какие конкретные признаки того, что они думают именно так?
9. Утраченный преформатив (оценочное суждение без указания стандарта-оценки) Я недостаточно хорошо это сделал Относительно чего (какого стандарта)?

6. Оценка новых альтернатив: “Прошу область подсознания, ответственную за стереотип X, оценить каждый из найденных вариантов. Уверено ли подсознание в
том, что данный вариант поведения, по крайней мере, настолько же непосредствен, доступен и эффективен, как стереотип Х? Прошу подавать мне сигнал „да", когда таким образом будет положительно оценен каждый новый вариант. Всякий раз, когда один из вариантов будет определен как со
ответствующий поставленным условиям, должен быть подан сигнал „да". (При получении менее трех сигналов “да” -просьба о продолжении поиска и выработке большего количества вариантов, повто-рение 5-го шага. При достаточном ко-личестве + ответов -> 7-й шаг.)
7. Выбор лучшей альтернативы: “Прошу подсознание выбрать новый способ поведения, наиболее доступный и наиболее точно выполняющий позитивные функции стереотипа X, и подать сигнал „да", когда такой способ будет найден” (+ -” 8-й шаг).
8. Экологическая проверка, подстройка к будущему поведению: “Прошу Ваше подсознание представить использование нового способа поведения в соответствующей ситуации и сообщить сигналом „да", если он окажется удовлетворительным” (- _> 5-й шаг; + —> закрепление выбора и выведение из транса).
Пуцелик (Pucelik F.) выделяет несколько принципов эффективной психотерапевтической коммуникации:
1. Каждый пациент имеет ресурсы, которые могут ему помочь; дело психотерапевта — способствовать их реализации.
2. Индивидуально-субъективное восприятие пациентом реальности — основа психотерапии.
3. Психотерапевтическая коммуникация равна эффективной манипуляции, при которой выигрывают оба партнера взаи-модействия.
4. Темп психотерапевтического процесса задается пациентом. При “регрессе” пациента на пройденную ранее ступень психотерапевт должен вернуться на эту ступень, успокоить больного, поздравить его с хорошей самозащитой от неверного шага и составить вместе с ним новый план действий.
5. Сопротивление следует расценивать как знак неправильного использования анергии пациента.
6. Предлагаемые приемы должны удов-летворять требованиям готовности пациента, конкретности и достижимости в недалеком будущем определенных целей, низкого риска и ориентации на успех.
7. Самый важный пациент — сам психотерапевт: половина успеха зависит не от
методик, а от модели жизни самого психотерапевта, ее соответствия его поступкам.
8. Нужно доверять своей интуиции, своему “бессознательному”, предоставлять себе право на эксперимент с новыми приемами и право на ошибку в работе с пациентом.
В настоящее время последователи Н. п. есть во многих странах мира.
Наиболее значительные книги, посвященные Н. п., представляют собой переработанные стенограммы семинаров Грин-дера и Бендлера и содержат ответы на критические вопросы и практические упражнения.