Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Одно из ведущих направлений современной психотерапии. Если на этапе становления П. п. определение ее было слишком узким и в П. п. включали только технические приемы, основанные на классическом и оперантном обусловливании, то в последнее время существует опасность утраты специфического значения термина из-за слишком широкого его понимания. Например, Кэнфер (KanferF.H., 1975) утверждал, что П. п. “должна вклю-чать не только то, что связано с открытиями в области кондиционирования и теорий научения, но и всю информацию, полученную в экспериментальной психологии”. Более взвешенным представляется определение П. п. в Американской ассо-циации П. п.: П. п. “включает прежде всего использование принципов, которые развиты в экспериментальной и социальной психологии. П. п. должна уменьшать человеческие страдания и ограничения в способности к действиям. П. п. включает переструктурирование окружения и социального взаимодействия и в меньшей мере видоизменение соматических процессов с помощью биологических вмешательств. Цель ее — главным образом, формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль^ (Франке, Вилсон — Franks С. М., Wil-sonG.T.,1979).
В то время как на первых этапах своего развития под термином “поведение” в П. п. понималось все, что имеет внешне наблюдаемые характеристики, то сейчас в это понятие включаются эмоционально-субъективные , мотивационно-аф-фективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления.
Таким образом, можно выделить более узкое понимание П. п., основанное на единстве теоретических положений и вытекающих из них методически определенных вмешательств, и расширенное толкование, при котором такая связь заметно утрачивается.
В качестве предшественников П. п. могут рассматриваться методы психотерапии, основанные на принципах научения, которые появились во втором десятилетии нашего века. Они вошли в литературу под названием методов условно-рефлекторной терапии.
Сам термин П. п. стал использоваться с 1953 г. 1950—1960 гг. — период становления П. п. как самостоятельного на-правления. Тогда существовало лишь несколько центров исследования и развития П. п.: в Южно-Африканской Республике — Вольпе (WblpeJ.), Лазарус (Lazarus R. S.), Рахман (RachmanS.); в Англии—Шапиро (ShapiroD.), Йетс (YatesA.J.), Айзенк (Eysenck H. J.); в США — Азрин (AzrinN.H.), Айллон (AyllonT.). 1960-е гг. — это период бурного развития П. п. К 1971 г. Крэснер (Krasner L.) выделил в П. п. 15 различных направлений, которые в последующие годы слились в общее, получив-шее название П. п.
Классическое обусловливание, связанное с именем И. П. Павлова, было первой теорией, которая легла в основу П. п. И. П. Павлов, так же как и Уотсон (Watson J. В.) — пропагандист теории условных рефлексов, создатель американского бихевиоризма, в своих учениях исключал значение промежуточных переменных и ограничивал исследования раздражителями внешнего мира и внет него поведения.
Теория инструментального, или операм тного, обусловливания Торндайка (Thorn^ dike E. L.) и Скиннера (Skinner В. F.) талась в рамках прежней парадигмы “стимул - реакция (поведение)”, однако под^ черкнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и укреплении поведения. В этой теории стимул приобрел функциональные качества подкрепления, повышающего силу реакции. Модель Торндайка — Скиннера, какимо-дель И. П. Павлова, уподобляла поведение организма “черному ящику”, о внутреннем содержании которого нет никакой информации.
П. п., по Фейдимену и Фрейгеру (Fai-dimanJ., FragerR., 1994), 1) стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами, т. е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения, мыслей, чувств и уменьшению или исключению нежелательных способов реагирования; 2) не ставится задача изменить эмоцио-нальную суть отношений и чувств личности; 3) позитивное терапевтическое отношение — необходимое, но недостаточное условие эффективной психотерапии; 4) жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а не как симптомы лежащей за ними проблемы; 5) пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях терапии, понимаемых таким образом, что и пациент, и психотерапевт знают, когда и как эти цели могут быть достигнуты.
Следующий этап развития П. п. связан с попыткой учесть и промежуточные переменные, расположенные между стимулом и реакцией. При этом внутренние переменные рассматривались как скры тые реакции на внешние раздражител Именно их скрытность и исключала по^ нятную связь с внешними раздражите лями. Внутренние переменные — прежде всего когниции (мысли, "Р ставления), которые управляют ДРУ1'11 одессами, например эмоциональными пр мотивацион-ными.
В плане такого понимания в конце йО-х - начале 70-х годы были предложе-" довые методики, вошедшие в литературу под названиями “скрытое кондицио-яяоование” / “скрытое обусловливание” Йаутела - Cautela J. R„ 1967), “скрытый контроль” (Хомм - Homme L., 1965), “саморегуляция” (Кэнфер, 1975).
Скрытое кондиционирование пытались распространить на когнитивный аспект теории классического и оперантно-го обусловливания без изменений, что обрекало эти попытки на неудачу. Это были попытки ввести внутренние переменные в практику П. п.
В 60-е гг. на развитие П. п. оказала влияние теория научения (прежде всего социального) через наблюдение (Бандура - Bandura A., 1971). Автор этой теории показал, что одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения, ранее отсутствовавшие у животного или человека. В дальнейшем это привело к теоретическим обобщениям, получившим название концепции самоэффективности.
Последующий отход от первоначальной парадигмы П. п. (стимул — реакция), рассматривающий когниции как промежуточные переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты эмоциональных, мотивационных и моторных процессов, отражают теории Эллиса (Ellis A., 1962) и Бека (Beck А. Т., 1976). ^рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса главной промежуточной переменной, делающей понятной связь между стимулом и поведением, являются рациональные и иррациональные когниции. В когнитивной психотерапии Бека определяющей переменной являются реалистичные и нереалистичные (связанные с ошибками в когнитивных выводах) когниции. Оба автора признают связь когнитивных и пове-Денческих переменных при доминирующем значении первых. С их точки зрения Центром воздействия психотерапии должны быть промежуточные когнитивные пе-Ременные.
Попытка интеграции когнитивного и поведенческого подходов связана с именем Мейхенбаума (Meichenbaum D.,1977) и его коллег. Его работы можно рассматривать как дальнейшее развитие идей А. Р. Лурия и Л. С. Выготского о внутренней речи. Разработанные им методика самоинструктирования, прививка против стресса представляют собой способы овладения внутренней речью в виде самовербализации.
Таково же направление работ Махони (Mahoney М. J., 1974), рассматривающего когнитивные переменные (экспекта-ции) и их модификации как главный объект и цель когнитивно-поведенческой психотерапии.
В зависимости от метатеории, позволяющей выбрать соответствуюцие когнитивные переменные, когнитивно-поведенческое направление оказывается достаточно разнородным. Например, Дзу-рилла и Голдфрид (D'Zurilla Т. J., Goldfried М. R., 1971) предложили методику тренинга решения проблем, в которой содержанием психотерапии является тренинг страте-гии решения проблемы.
Таким образом, П. п. — это развивающееся направление в психотерапии. Начав с теорий научения, построенных по схеме “стимул—реакция”, оно использует далее когнитивные и социальные теории научения, а в последние годы пытается опереться также на теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем. Соответственно модифицируются старые и расширяется спектр новых методик П. п.
См. также Бихевиоризм, Научение, Терапия моделирования по Бандуре и др.