Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Основывается на идеях поведенческой психотерапии; целью его является обучение приспособительным умениям, необходимым при столкновении со сложными жизненными ситуациями. П. т. — это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия обычных психотерапевтических занятий. Подбор пациентов в группы нередко осуществляется на основе сходных проблем и четких задач.
Человек на определенных жизненных этапах приобретает конкретные умения, необходимые для преодоления критических ситуаций и для продолжения развития. Одним из таких этапов является поздний подростковый и ранний взрослый этап, когда человек впервые сталкивается с необходимостью сделать ряд важных выборов. Наиболее сложными являются ситуации знакомства, особенно с лицами противоположного пола, отказа, выражения своих потребностей и чувств. При-обретение умений в области межличностных взаимоотношений, преодоление трудностей и управление тревогой предопределяют будущий успех или неудачу в установлении близости, приобретении независимости или компетентности.
Хотя П. т. может проводиться в индивидуальной или групповой форме, он имеет ряд общих особенностей:
1. Постановка целей. Пациент или член группы определяет, какие навыки поведения он хотел бы приобрести в результате работы. В индивидуальном поведенческом тренинге (функциональная тренировка поведения) может быть составлена иерархия целей по сложности достижения. Пока не достигнута одна цель, переходить к другой с помощью психо-терапевтических приемов не следует.
2. Измерение и оценка проблем. Чаще всего проблемы отражают либо избыток чего-либо (слишком много курит, испытывает сильную тревогу), либо недостаток (мало занимается, не слушается). Задача пациента — научиться на занятиях анализировать, что предшествует проблемному поведению, как и когда оно проявляется, каковы будут его последствия. Воздействие этой поведенческой цепочки на любом этапе может привести к положительным изменениям. Членов группы необходимо поощрять заниматься самонаблюдением и записывать данные о себе.
3. Психотерапевтические приемы. В зависимости от индивидуальной и групповых целей выделяются следующие тодические приемы П.т.: использован^' ролевых игр; четкое тематическое пос роение занятий; объединение ролевы' игр с трансактным анализом; интегпа-тивный подход с использованием техни ки гештальт-терапии и психодрамы
Репетиция поведения - основная методика в П.т., состоящая из ролевого проигрывания сложных ситуаций, которые в свое время создавали или' могут создать в будущем определенные трудности для пациента. В процедуре репетиции по-ведения используются элементы оперантного и наблюдательного научения. Слушая смоделированные уверенные ответы и испытывая их влияние участники косвенно обучаются этому умению. В некоторых группах применяются аудио- и ви-деозаписи образцов уверенного поведения. Моделирование особенно полезно тогда, когда участник группы имеет ограниченное представление о том, каким может быть положительное, уверенное поведение в данной ситуации. Другим компонентом репетиции поведения является подкрепление. Чаще всего это поощрение за любое улучшение, а не только за завершение сложного эпизода, демонстрирующего уверенность в себе.
4. Домашняя работа. Этот способ, поощряющий перенос поведенческих изменений во внешний мир, служит “экологической проверкой” приобретенных навыков. Кроме того, дома осваиваются различные методы релаксации и угашения тревоги.
Группы П.т. наиболее эффективны при обучении такому важному умению, как уверенность в себе. Разный жизненный опыт членов группы является благоприятной почвой для создания и отработки уверенных, неуверенных и агрессивных ответов и для обеспечения обратной связи.