Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО Н

ПЕЗЕШКИАНУ И X. ПЕЗЕШКИАНУ. Авторское название психотерапевтической концепции, разрабатываемой с 1972 г. Н. Пезешкианом (PeseschkianN.) и его сыном X. Пезешкианом (Pesesch-kian Н.). Н. Пезешкиан обращает внимание на происхождение термина positive psychotherapie от лат. positum — “имеющее ме-сто, реально существующее”, а не от positivum — “положительное”, подчеркивая тем самым необходимость про-Работки и позитивных, и негативных аспектов проблемы и жизни пациента, ди-злектического расширения его мировоззрения. Это терминологическое уточне-ие позволяет использовать в качестве инонимов данного вида позитивной пси-терапии название “психотерапия ре-ьностью” или “психотерапия здравым смыслом”. 193? 11езешкиа11 РОДИЛСЯ в Иране в г-' с 1954г. проживает и работает в Германии (Висбаден). Исповедует баха-изм, налагающий отпечаток и на его психотерапевтическое мировоззре-ние. Начиная с 1990г. провел обучающие семинары и основал центры позитивной психотерапии в Казани, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.
П. п. п Н. П. и X. П. основывается на 3 принципах — надежд, баланса (гармонизации) и консультирования, которые со-ответствуют 3 этапам работы с пациентом как в процессе отдельного занятия, так и на протяжении всего психотерапевтического курса (в среднем 10 занятий по 1—2 часа).
На этапе работы с учетом принципа надежды используются: 1) позитивная интерпретация проблемы пациента (например, нервная анорексия — проявление способности терпеть ограничения, сопереживать голодающим всего мира и т. п.); 2) транскультуральный подход — расширение представлений пациента о проблеме посредством знакомства с иным (часто — прямо противоположным) реагированием и отношением к сути его проблемы в других культурах (например, различия в отношении к еде и голоданию в восточных и западных культурах); 3) притчи и анекдоты с психотерапевтическим радикалом (авторы выделяют 9 психотерапевтических функций притчи: посредничество между врачом и пациентом, модель разрешения проблемы, привлечение культуры пациента и т. д.).
На этапе работы с учетом принципа гармонизации используется распределение энергии по 4 основным сферам жизнедеятельности — телесной, ментальной, социально-коммуникативной и духовной. К телесной относятся еда, сон, секс, телесные контакты, забота о внешности, физические упражнения, переживания боли и телесного комфорта — дискомфорта; к ментальной — удовлетворение познавательной потребности и любознательности, профессиональные достижения; к соци-ально-коммуникативной — общение человека; к духовной — мировоззренческие и религиозные переживания, фантазии о будущем, надличностные (“гражданские”) переживания и поступки. В идеальной, гармоничной модели на каждую сферу выделяется 25% жизненной энергии. Реальное же распределение энергии выявляется с помощью неформализованного теста; дисбаланс отмечается при совместном его обсуждении и распределении 10 значимых событий за последние 4 года жизни по 4 сферам жизнедеятельности. Дисбаланс в телесной сфере создает риск соматических и психосоматических заболеваний, в ментальной — агрессивных дисстрессовых реакций и перфекционизма, в коммуникативной — чувства одиночества и депрессии, а в духовной — чувства тревоги и психотических нарушений. При выявлении дисбаланса (менее 10% или более 50%) в какой-либо сфере с пациентом сначала рассматривают возможности гармонизации, перераспределения остальных 3 сфер и только на последнем этапе целенаправленно обсуждают мероприятия для сбалансирования наиболее проблемной сферы, если необходимость в этом остается. Достигается это посредством директивных, конкретных и простых предписаний по изменению стиля жизни пациента, а также с помощью методики планирования будущего с учетом всех 4 сфер жизнедеятельности.
На этапе гармонизации выявляются и прорабатываются актуальный и базаль-ный конфликты пациента. Актуальный конфликт складывается под воздействием внешних событий (например, смена места работы, смерть близких и т. д.), микротравм в значимых межличностных отношениях при недостаточной способности к преодолению этих проблем. Авторы выделяют первичные (любовь, надежда, доверие) и вторичные способности (вежливость, честность, послушание, бережли-вость, пунктуальность и т. п.). Типичным ба-зальным конфликтом является конфликт между “честностью и вежливостью”. Ярко выраженная вежливость способствует социально обусловленному поведению агрессии, парасимпатикотонии и тре-воге; доминирование же честности приводит к сим-патикотонии и агрессии. Эти “пусковые механизмы” вызывают функциональные расстройства, а при наличии “зон наименьшего сопротивления” (см. выше о дисб лансе 4 сфер жизни) - и соматическИ' или психические нарушения. На конце туальном уровне речь идет о гармониза'-ции “правополушарных” проявлений объектов (любовь—интуиция—тело—пп иск смысла) и “левополушарных” аспртг тов (знание—время—поиск значения)
Реализация принципа консультирования означает передачу пациенту функций психотерапевта (аутопсихотерапия). Такой подход соответствует принципам психологического консультирования. В практике уже с первого занятия использу-ются структурированное интервью и опросники (дифференциальный аналитический и висбаденский), при заполнении которых пациент сам может прийти к осмыслению различных аспектов своих проблем. Широко практикуются “домашние задания”, о выполнении которых пациент отчитывается на последующем занятии. Семейная терапия зачастую применяется в “заочной” форме: пациент получает инструкции для самостоятельных проведении занятий дома. Для преодоления межличностных конфликтов предлагается пятиступенчатая стратегия: 1) дистанцирование (наблюдение) — отказ от критики, от стереотипных оценок; 2) инвентаризация (описание) — оценка способностей партнера, как негативных, так и позитивных, характерных для самого пациента или желательных для него; 3) ситуативное ободрение - подкрепление хорошего и правильного, с точки зрения пациента, поведения партнера;
4) вербализация — выбор соответствующей ситуации и стратегии обсуждения проблемы с партнером; 5) расширение целей — выбор новых целей и сфер взаимодействия с партнером с учетом его позитивных качеств и без переноса негативного опыта. Для вербализации проблемы рекомендуется ряд конструктивных правил: 1) предлагайте партнеру обсуждение в удобное для него время и в отсутствие посторонних; 2) начинайте беседу с У"0 минания о достоинствах партнера и п ложи-тельных аспектов его поведений 3) перейдя к проблеме, не повышайте г^ лос, говорите от первого лица; 4) из- о смещения обсуждения самой пробле-гаит личностные особенности партнера; мы „ните, что выявляющиеся различия мнениях и взглядах - это показатель "оверия и искренности; 6) старайтесь ог-яничйть длительность обсуждения 1 ча-р „• 7) напоминайте себе и партнеру, что 00 „етруктивное разрешение проблемы -выигрыш для вас обоих; 8) при интенсивных но неудачных попытках прийти к откровенному диалогу с партнером обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту как к посреднику.
Существенная роль в психотерапии принадлежит религиозно-мировоззренческому аспекту. Авторы отмечают, что ни в какой Другой области не вытесняются так отчетливо религия и смысл, как в психологии, медицине и психотерапии. Между тем веру, религию и мировоззрение можно считать общей системой отношений (базовой концепцией), формирующей установки и способы поведения. Так, религиозно-мировоззренческие установки могут служить базовой информацией об отношении к сексуальности (сексуальные запреты и нормы, обычаи сексуального поведения), о воспитании (роль родителей, авторитарное воспитание, антиавторитарные тенденции, предпочтение сына или дочери), о профессии (ограничение профессиональных возможностей, мотивация, стоящая в основе профессиональной деятельности, например служение человечеству, стремление к самореализации, работа как цель жизни, работа как общественное поручение, работа как нагрузка или уклонение от реальных задач), о партнерстве (равноправие между мужчиной и Женщиной, мировоззренческая оценка партнерства как средства воспитания детей, как ячеики общества, как союза для получения УДОВОЛЬСТВИЙ, как совместного прогресса), 0 гоциальных контактах (предписываемые ^Циальные отношения, например между
Диискими кастами или социальными
•РУппировками, слоями и классами; пред-сываемые религией ситуации общения, Ример совместные молитвы, общие l.°здники, хоровое пение, медитация Работа, требования социального ас•^изма).
Авторы не противопоставляют свою психотерапевтическую систему другим концепциям, используют при необходимости психодинамические и поведенческие приемы, подчеркивая значимость собственной концепции в формировании контакта с пациентом и доступных его пониманию психотерапевтических целей (баланса). В отличие от других позитивно-ориентированных современных методов, П. п. п Н. П. и X. П. не фиксируется только на позитивных аспектах, а последовательно прорабатывает и позитивные, и негативные (от позитивных аспектов проблемы — к негативно окрашенным конфликтам и далее — к реалистичной проработке перспектив).
См. также Краткосрочная позитивная психотерапия.