Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Аддиктивное поведение - вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения.
Аддиктивное поведение в психологическом плане - своеобразная регрессивная форма психологической защиты, а в более широком, клиническом аспекте может быть отнесено к явлениям психического дизонтогенеза по типу диспропорцио-нального (искаженного) развития.
Основная цель психокоррекционной работы - создание подросткам оптимальных условий для тренировки механизмов совладания в соответствии с местом наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эффективные формы психологической коррекции заключаются в проведении групповой психотерапии и в работе с родителями девиантных подростков. Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизмов совладания с патогенными воздействиями, приходящимися на место наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера; увеличение чувства ответственности за свое поведение; поиск путей для семейной реадаптации; расширение временной перспективы, разрушение инфантильной психологической защиты;
предотвращение десоциализации подростков. Иными словами, цель групповой психотерапии — научить подростка по-взрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития.
Количество рецидивов в значительной степени определяется изменениями между семейными подсистемами. Работа с семьей подростка, употребляющего токсикоманические вещества, является важным компонентом психокоррекционной программы. Аддиктивное поведение может поддерживаться семьей: во-первых, оно может выполнять защитную функцию в плане укрепления стабильности семьи; во-вторых, может возникать под влиянием эмансипационных тенденций подростка; в-третьих, может компенсировать какие-либо блокированные потребности; наконец, может являться средством психологической защиты у инфантильной личности. Задача врача — выяснить значение “симптома” внутри семьи и попытаться оптимизировать ее функционирование.