Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации.
Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку. В качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. В этом основное отличие П. к. от психотерапии. От так называемой “дружеской беседы” П. к. отличается нейтральной позицией консультанта. Пользуясь трансактной терминологией, “дружеская беседа” проводится в позиции Ребенок—Ребенок, психотерапия — Родитель—Ребенок, а П. к. — в позиции Взрослый—Взрослый. Современная тенденция — стирание границ между психотерапией и П. к. В 40— 50-е гг. профессиональное консультирование зародилось и распространилось благодаря социальному запросу, обусловленному психологическим просвещением психотерапевтами, главным образом психодинамических направлений, и с опорой на опыт психотерапевтической практики (преимущественно клиент-центрированной психотерапии Роджерса (Rogers С. R.)). Последние годы партнерский подход и опыт консультирования обогащают психотерапию.
Становление П. к. происходило практически одновременно во всех экономически развитых странах, поэтому трудно на-звать пионеров. Но отчетливо выделяются три основных подхода в П. к.
1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting) направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения. Подход аналогичен поведенческой психотерапии, зачастую подразумевает подключе-ние к консультированию членов семьи пациента и организационную помощь ему и его семье.
2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling) центрировано на анализе индивидуальных причин проблемы, генезе деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Подход аналогичен психодинамической психотерапии, консультант принципиально воздерживается от советов и организационной помощи.
3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk) центрировано на выявлении ресурсов для решения про-блемы. Наиболее ярким примером подобного подхода является краткосрочная позитивная психотерапия.
Независимо от вышеприведенных концептуальных ориентации можно выделить основные цели и задачи П. к. и алго-ритм технических этапов.
Цели и задачи П. к.:
1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям пациента;
2) расширение сознания и повышение психологической компетентности;
3) изменение отношения к проблеме (от “тупика” к “выбору решения”);
4) повышение стрессовой и кризисной толерантности;
5) развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения;
6) повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира.
Технические этапы П. к.:
1) установление контакта профессионального консультирования;
2) предоставление пациенту возможности выговориться (в ряде случаев люди, впервые получившие возможность рассказать о своей проблеме, не прерываемые вопросами и советами, сами в процессе разговора начинают “видеть пробле-му по-другому и возможности ее решения”, могут остановить консультирование на этом этапе, будучи удовлетворенными его результатами);
3) предоставление пациенту эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуа-ции;
4) совместная с пациентом переформулировка проблемы;
5) заключение динамического контракта (обсуждение организационных аспектов и доли ответственности пациента и консультанта, выявление и коррекция нереалистичных ожиданий пациента);
6) формирование регистра возможных решений проблемы (консультант предлакает свой профессиональный и жизнен-ный опыт только после того, как пациент сформулировал 2-3 решения);
7) выбор оптимального решения из выявленного регистра с точки зрения пациента;
8) закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения; может осуществляться прямой поддержкой либо парадоксально - “критикой и сомнениями” консультанта;
9) завершение консультирования с предоставлением пациенту права повторного обращения при необходимости либо назначение катамнестической, поддерживающей встречи.
Опыт показывает, что такую программу удается реализовать в течение одной встречи, продолжающейся 2—3 часа, или в курсе из 2—5 встреч по 1 часу с интервалами от одного дня до 2 —3 недель.
Может предлагаться семейное консультирование, аналогичное семейной психотерапии. В этом случае вся семья рассматривается в качестве пациента, проблема — как коллективная, а решения принимаются с учетом мнений всех членов. Основное требование к консультанту - соблюдение нейтральности, независимость от различных семейных группировок.
П. к. может проводиться дистантно с помощью технических средств связи (телефон доверия). В большинстве случаев предъявляемая проблема маскирует индивидуальный или семейный кризис пациента, который и становится объектом психологической коррекции, требует учета и развития его мировоззрения (кризисная интервенция).