Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим им выбором средств воздействия (методов), называется психологической интервенцией, или П. в.
Термин П. в. может обозначать конкретный психотерапевтический прием (разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, совет и пр.), а также более общую стратегию поведения психотерапевта, тесным образом связанную с теоретической ориентацией (прежде всего, с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии).
Александрович (AleksandrowiczJ. W.) считает понятие П. в. одной из плоскостей термина “психотерапевтический метод”. Наряду с пониманием метода как конкретного психотерапевтического приема (беседа, ролевая игра, тренинг и пр.), как условий, в которых протекает процесс психотерапии (амбулаторные, стационарные, семейные методы), как того или иного инструмента воздействия (индивидуальные и групповые методы), он также рассматривает психотерапевтический метод как П. в. и выделяет два его основных типа: директивное и недирективное.
Термин П. в. (интервенция) связан также с понятием “клинико-психологическое вмешательство” (клинико-психологическая интервенция). Шмидхен и Бастин (Schmidtchen St., Bastine R.) выделяют три основные цели клинико-психологической интервенции в соответствии с различными фазами развития психических расстройств: профилактика, те-рапия и реабилитация. Клинико-психологическая интервенция, осуществляемая в целях терапии и реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует термину “психотерапия”. Сходной точки зрения придерживаются Перрец и Бауманн (PerrezM., Baumann U.). Они подразделяют все виды интервенций (вмешательств), используемых в ме-дицине, на четыре группы: медикаментозные, хирургические, физикальные и психологические. Психологические интервен-ции, в свою очередь, делятся на педагого-психологические, организационно-психологические и клинико-психологические. Перрец и Бауманн выделяют также основные характеристики клинико-психологических интервенций: 1) методы — психологические средства, которые основаны на чувствах и поведении и протекают в контексте взаимоотношений и взаимодействий между нуждающимся в помощи и оказывающим помощь; типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействия; 2) функции — укрепление здоровья, профилактика, лечение (терапия); реабилитация; клинико-психологические интервенции, выполняющие функцию терапии и частично реабилитации, являются, по сути, психотерапевтическими интервенциями; 3) цели — целевая ориентация на достижение определенных изменений; клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели (макрорезультат), так и на конкретные, более близкие цели (микрорезультат), однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия; 4) теоретическая обоснованность — обоснованность клинико-психологических интервенций с точки зрения определенных психологических теорий, научной психологии; 5) эмпирическая проверка, в особенности изучение эффективности; 6) профессиональные действия — клинико-психологические интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках, т. е. профессионалами. Авторы подчеркивают, что три последние характеристики являются существенными для разграничения клинико-психологических интервенций и иных существующих в настоящее время воздействий, которые либо базируются на обыденной психологии, либо не имеют в своей основе никакой теории, а также не подвергаются эмпирической проверке.
Исходя из понимания П. в. как общей стратегии поведения психотерапевта, непосредственно связанной с теоретической ориентацией, можно выделить три основных его типа, соответствующих основным направлениям в психотерапии: психо-аналитический, поведенческий и опытный (гуманистический), каждый из которых характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими приемами и средствами вмешательства.