Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

ПСИХОТЕРАПИЯ ЛИЧНОСТНО-СРЕ-ДОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО СОЛОЖЕНКИНУ

Система личностносредового взаимодействия состоит из четырех элементов: “реальные” личность и среда (“реальное” личностно-средовое взаимодействие), “идеальные” личность и среда (“идеальное” личностно-средовое взаимодействие). Последнее является системообразующим фактором, обусловливающим саморазвитие системы и запускающим механизмы психической адаптации, благодаря которым функционируют все элементы системы (СоложенкинВ.В., 1989).
Личностно-средовое взаимодействие является адаптационным процессом, протекающим на трех уровнях: социальном, интрапсихическом и биологическом. Критерием эффективности системы является самоактуализация как трансформация “реального” личностно-средового взаимодействия на пути к “идеальному”. Поскольку дистанция между ними всегда сохраняется, механизмы психической адаптации “сглаживают” чрезмерную выраженность тех маркеров, которые свидетельствуют о нарушении гомеостаза. Такими маркерами являются: на социальном уровне — дефицит социального одобрения или угроза порицания, на интрапсихическом — снижение самоуважения, на психофизиологическом — тревога. Поэтому первый принцип психотерапии в рамках концепции личностно-средового взаимодействия — ориентация психотерапевтических воздействий на повышение уровня социального одобрения, самоуважения, что в свою очередь, снижает интенсивность функционирования негомеостатических механизмов психической адаптации, и прежде всего — психологической защиты. Основными регуляторами личностно-средового взаимодействия являются: контроль, открытость — закрытость, проекция — интро-екция и механизмы психической адаптации, которые в условиях патологии направлены на удержание ригидных, дезадаптивных форм функционирования этих регуляторных механизмов.
Динамика психотерапевтического процесса включает: 1) диагностику различных форм обращения за помощью и заключение психотерапевтического контракта на базе принятия данных форм обращения за помощью как основного вида взаимодействия психотерапевта и пациента; это дает возможность больному и врачу оставаться на позиции субъекта контроля, не разрушая взаимодействия; 2) принятие модели личностно-средового взаимодействия пациента с сохранением права психотерапевта на предъявление других моделей, ведущих, на его взгляд, к оптимизации личностно-средового взаимодействия данного пациента; 3) восстановление нарушенных элементов личностно-средового взаимодействия (таких как аутокоммуникация — психическая и телесная, коммуникация со средой), включающих экспрессивные и импрессивные комоненты; 4) принятие больным альтернативных видов личностно-средового взаодействия; перестройка аутокоммуника-ции, личностно-средовой коммуникации делает возможным изменение контракта, и основиыми мишенями психотерапии становятся регуляторные механизмы личностно-средового взаимодействия и механизмы психической адаптации.
В условиях соматического заболевания предметом психотерапевтического взаимодействия становится содержание пси-хических механизмов типов взаимодействия с болезнью и основных механизмов психической адаптации.
“Мишени” Техники

1 этап
Дисгармоничный контроль над средой Освоение адекватной коммуникации
Средовая коммуникация




(“Эхо”, “Нарисованный диалог”, Кон
структивный спор); тренинг сенситивности;
техники группового общения (“Пор
трет инопланетянина”, “Тренинг социаль
ной чувствительности”) и др.
Дисгармония самоконтроля






Техники на самораскрытие (“Тур инфор
мации о себе”, “Кто ты”, “Кто кого зна
ет”, “Вопросник самораскрытия”); пси
ходрама, ролевые игры, групповые дис
куссии, психогимнастические упражнения.


2 этап
Представления о значимости пси-хологических факторов

Групповая дискуссия, проективный рисунок.
3 этап
Психологический образ Я,
рефлексия, алекситимия






Психодрама; самораскрытие (“Имя при
лагательное”, “Семейные фотографии”,
“Инвента”); эмоциональное самовыра
жение (“Молекулы”, “Этюды сопри
косновения и экспрессии”), психопантомима
(“Язык тела”), ЭРВО (эмоцио
нальные реакции и вовлеченность).
4 этап
Открытость — закрытость


Корригируется в процессе групповой
динамики, если она протекает успешно.
5 этап
Нормативность


Групповая дискуссия, психодрама (“Место
под солнцем”, “Путевка в санаторий или дом
отдыха”, “Запретный плод” и т. п.).



Выше приводится ориентировочная схема этапов психотерапевтического воздействия и применяемых техник при дис-гармоничных типах личностно-средового взаимодействия в соответствии с выделенными автором “мишенями”.
При успешной коррекции дисгармоничных типов личностно-средового взаимодействия у больных с кардиоваскулярной патологией (прежде всего гипертонической болезнью) в случае необходимости групповая психотерапия может быть допол-нена различными методами психической саморегуляции (аутотренинг, нервно-мышечная релаксация и др.).
П. л.-с. в. п. С. психосоматических больных является трудоемким и длительным процессом, поскольку попытки проведения упрощенных экспресс-методов вмешательства приводят к усилению негомеостатичных механизмов психической адаптации и способствуют фиксации дисгармоничных типов личностно-средового взаимодействия из-за нарастания аффективного напряжения.
Психотерапевтический процесс представляет собой систему работы с индивидуальной мифологией пациента, тесно связанной с макросоциальными мифами, что во многом определяет не только стратегию, но и тактику, в частности выбор “языка” взаимодействия и разнообразие психотерапевтических техник, эклектичность которых нейтрализуется за счет функционирования в рамках единой концепции.