Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ

СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА "12 ШАГОВ". Сообщество АА возникло после встречи в г. Акроне, штат Огайо (США), двух “безнадежных” — биржевого маклера Билла (Уильям Гриф-фит Вильсон, 1895—1971) и хирурга Боба (Роберт Хальбрук Смит, 1879—1950). Билл прошел курс лечения уже в десятках наркологических заведений, а Боб не мог больше оперировать. Благодаря Сообществу АА оба они отказались от алкоголя до конца жизни.
Датой рождения Сообщества АА принято считать 10 июня 1935 г. В 1953 г. Сообщество АА насчитывало 111 000 членов, объединенных в 5000 групп (в основном в США и Канаде), однако в 1988 г. оно охватывало уже 1,7 млн человек (свыше 83 000 групп) практически во всех странах мира. Гербом Сообщества АА является круг и вписанный в него треугольник. Круг означает всемирное значение Сообщества АА, стороны треугольника символизируют выздоровление, единство и помощь.
Предлагаемая Сообществом АА программа выздоровления изложена в “12 шагах”. Для поддержания единства Сообщества АА служат 12 традиций. Основная существенная информация о Сообществе АА содержится в так называемой “Преамбуле АА”: “Анонимные Алкоголики являются сообществом мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силой и надеждой с целью решить свою общую проблему и помогать другим выздороветь. Единственным услови-ем членства является желание бросить пить. В Сообществе АА нет членских взносов и билетов. Оно само обеспечивает себя путем добровольных взносов. Сообщество АА не связано ни с какой сектой, с вероисповеданием,
партией или организацией; оно не вступает ни в какие полемики, не занимает никакой точки зрения в каких бы то ни было спорах. Нашей первейшей целью является сохранение трезвости и помощь другим алкоголикам в ее достижении”.
Первое знакомство с содержанием “12 шагов” может вызвать подозрение, что тебя пытаются заманить в какую-то организацию или секту. Так могут рассуждать только те, кто знаком с программой поверхностно и потому не знает, что от членов Сообщества АА никто не требует признания одной-единственной концепции Бога (“силы большей, чем мы сами”). При более внимательном изучении содержания “12 шагов” легко можно заметить, что любой член Сообщества АД сам определяет свою “Высшую силу”, т. е. Бога, “как он Его понимает”, и никто из остальных членов не вправе что-либо диктовать. Один из основателей сообщества АА, Билл, в книге под названием “АА достигают зрелости” по этому вопросу писал: “Атеистам и агностикам скажи четко, что они вовсе не обязаны принимать Бога в нашем понимании. Пусть вместо Бога признают какую-либо свою разумную правду. Самое важное, чтобы все они поверили, что существует какая-то сила более великая, нежели они сами”. Программа практически доступна для любого алкоголика, невзирая на его возраст, образование, общественное положение, религию. Она позволяет взглянуть на суть болезни (зависимости) и на самого себя, проанализировать свои межличностные контакты, помогает познать и обогатить потенциальные возможности собственного Я, а также дает ориентиры для достижения трезвости. Трезвость в Сообществе АА понимается значительно шире, чем сама абстиненция, поскольку она подразумевает другой, измененный способ мышления, восприятия себя и других, а также способность зрело и “трезво” жить и функционировать. Сформулированные в “12 шагах” цели реализуются отдельными членами групп по-разному, а “шаги” лишь предлагают очередность анализа собственных переживаний и опыта и достижения перемен. То, что происходит с человеком, добросовестно выполняющим программу “12 шагов”, весьма тождест-венно происходящему с ним во время психотерапевтического процесса (Воронович — Wоronowicz B. Т., 1990, 1992). Обязательные нормы, формы работы и языковые обороты заметно разнятся между собой, но тем не менее процесс самопо-знания и знакомства со своими проблемами, проявление готовности к личностным изменениям и самих изменений поведения очень сходны. Рассмотрим под этим углом зрения отдельные шаги.
1-й шаг — “Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признались в том, что потеряли контроль над своей жизнью” — является началом всех действий, способствующих прекращению алкоголизации. Подчеркивается необходимость признания собственного бессилия по отношению к алкоголю и неизбежность своей капитуляции, без чего не может начаться процесс выздоровления. Это очень важный шаг, ибо только осознание своего бессилия и потери контроля над собственной жизнью, а также убеждение в окончательном поражении могут вызвать у алкоголика потребность обратиться за помощью.
2-й шаг — “Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могучая, чем наша собственная, может вернуть нам здоровье” — призывает к умалению своего Я, ибо вера в “Силу более могучую” несовместима с чувством собственной исключительности, своего всемогущества. Опора на “Силу более могучую” осуществляется посредством как признания существова-ния Бога (“как мы Его понимаем”), так и обращения за помощью к другому человеку (к терапевту, супругу, спонсору Со-общества АА) или коллективу, 2-й шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства “центра мироздания” и связанных с ним гнетущих обязанностей.
3-й шаг — “Приняли решение перепоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимаем” — это начальный шаг, поскольку он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и чувство силы. В трудные моменты жизни поддержкой для лиц, прорабатывающих этот шаг, может служить молитва о душевном покое “позаимствованная” членами Сообщества АА у римского императора Марка Аврелия: “Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество — изменить то, что могу и мудрость — отличить одно от другого”
4-й шаг — “Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения” — это призыв взглянуть на себя честно, без обмана, отмечая как свои недостатки, так и достоинства, осознавая причины происшедшего. Добросове-стный и искренний анализ (“с нравственной точки зрения”) дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры, направленные на достижение желаемых изменений.
5-й шаг — “Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу своих заблуждений” — можно сравнить с исповедью, освобождающей человека от чувства одиночества, позволяющей надеяться на прощение со стороны другого человека и тем самым примирение с самим собой. Избавление от чувства изоляции и вины и вместе с тем обретение реалистичного образа самого себя — вот очередные действия по пути к достижению состояния внутреннего по-коя, дающего возможность выздоровления (трезвости).
6-й шаг — “Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков” — предлагает приготовиться к дальнейшим изменениям. Готовность к избавлению от всех своих слабостей является условием совершен-ствования. Однако совершенство для большинства людей недостижимо. Тем не менее можно стремиться к заданной цели, постоянно самосовершенствуясь .
7-й шаг — “Смиренно просили Его исправить все наши недостатки” — создает фундамент полной капитуляции, подготовка к которой проводилась ранее. Особо подчеркивается необходимость смирения (не смешивать с унижением) и изменения жизненных условий. Многолетний опыт показывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая о чувстве смирения.
8-й шаг — “Составили список всех тех, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними”.
9-й шаг — “Лично возместили причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому” — это шаг конкретных действий, которые позволяют упорядочить свои от-ношения с окружающими. Предлагается произвести огромную работу в эмоциональной сфере, без чего невозможно собственное перерождение и изменение отношений с другими людьми. Составление списка тех, кому мы причинили зло, и возмещение причиненного ущерба позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями имевшей место ранее несправедливости. Совершение этого акта, как и при психотерапии, позволяет продолжать процесс выздоровления.
10-й шаг — “ Продолжали самоанализ, и когда допускали ошибки, сразу их признавали” — учит подводить итоги, ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признаваться в них, исправлять их “на ходу”. Шаг предохраняет от возврата к старым представлениям и поведению, которые могли бы затормозить процесс выздоровления и спровоцировать возврат к употреблению алкоголя.
11-й шаг — “Стремление путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы Его понимаем, моление лишь о знании Его воли, которую нам следует исполнить, и о даровании силы для этого” — в очередной раз ук-репляет смирение и довершает капитуляцию, а также подчеркивает “духовный” аспект программы.
12-й шаг — “После духовного пробуждения мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и приме-нять эти принципы во всех наших делах” — является допингом для тех, кто, будучи трезвым, живет “новой жизнью”. Они понимают, что для закрепления временного успеха необходимо делиться своим опытом с другими. “Нести послание” путем оказания помощи другим дает удовлетворение и одновременно воспитывает чувство уважения к самому себе, без чего алко-голик не в состоянии достичь полной трезвости.
Нетрудно заметить, что 1-й шаг способствует замене образа человека, контролирующего количество выпитого алкоголя, на образ личности, которая это делать не в состоянии. Поскольку опыт многочисленных проб самостоятельного решения алкогольной проблемы учит, что возврат к здоровому образу жизни без внешнего воздействия невозможен, необходимым является поиск Высшей Силы, которая могла бы в этом помочь (2-й шаг). Очередным действием должно быть согласие вос-пользоваться этой помощью (3-й шаг). Следующие действия — это анализ ситуации, вызывающей страх и чувство вины (4-й шаг). Затем следует поделиться своими проблемами с Высшей Силой и с другими людьми, т.е. избавиться от чувства оди-ночества и получить надежду на прощение (5-й шаг). После соответствующей подготовки (6-й шаг) следует обращение к Высшей Силе с просьбой о помощи в совершении перемен (7-й шаг). Составление списка обиженных (8-й шаг) позволяет исправить и забыть содеянное зло (9-й шаг), 10-й шаг — это совет систематического повторения 4-го и 5-го шагов для сохранения эмоционального равновесия, что обеспечивает непрерывность процесса выздоровления. Во время прорабатывания 11-го шага укрепляется фундамент, заложенный в 3-м, т. е. вера в помощь Высшей Силы. 12-й шаг — это венец всех пройденных шагов, он воспевает жизнь и бескорыстное даяние.
Программа Сообщества АА “12 шагов” определяет направление и этапы процесса психотерапии и, подобно ей, позволяет устранить признаки болезни, а также добиться положительных изменений в состоянии здоровья и поведения при помощи психологических средств.
Наиболее компетентными людьми в этой области являются специально подготовленные терапевты-консультанты, бывшие алкоголики, не употребляющие алкоголь в течение нескольких лет и являющиеся членами Сообщества АА.
Программа “12 шагов” после небольшой адаптации нашла применение в сотнях других групп самопомощи. В мире существуют, например, группы Анонимных наркоманов (с 1953 г.), Анонимных азартных игроков (с 1957 г.), Анонимных обжор (с 1960 г.), Анонимных лиц с эмоциональными проблемами (с 1971 г.), Анонимных должников (с 1976 г.), Анонимных кокаинистов (с 1982 г.), Анонимных никотинистов (с 1985 г.), а также группы Взрослых детей алкоголиков (с 1984 г.). Кроме того, существуют группы Анонимных астматиков, Страдающих мигренью, Суицидентов, людей, имеющих семейные проблемы, и т. п. Эти факты однозначно говорят об универсальности и популярности программы “12 шагов”.