Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ

Свободное ассоциирование — одна из основных процедур психоанализа. С. а, — это представления, мысли, воспоминания, которые возникают спонтанно, без напряжения и сосредоточения.
В общем виде ассоциации — это связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого. Традиционная ассоциативная школа исходила из того, что связи между отдельными элементами сознания, психическими “атомами” возникают в силу частоты повторения, смежности во времени и пространстве, т. е. зависят не от внутренних тенденций психической деятельности, а от внешних обстоятельств. Для Фрейда (Freud S.) ассоциации выступают не как проекция объективной связи вещей, а как симптомы мотивационных установок личности; он искал в ассоциациях смысловое содержание. Для смыслового содержания определяющим служит отнесенность к реальным объектам, к внешним ситуациям; порядок и связь идей, как писал Спиноза, соответствуют порядку и связи вещей. Однако задача, которую стремился решить Фрейд, обратившись к методу С. а., состояла в том, чтобы выяснить, чему соответствуют эти ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта, т. е. Фрейд пытался найти в ассоциациях смысловое содержание, но не предметное, а личностное, стремился найти ключ к бессознательному. Первоначально в качестве способа вскрытия бессознательного пациента Фрейд использовал гипноз, однако в дальнейшем по ряду причин (непродолжительность эффекта, особенности ситуации гипноза с четкими командами врача, блокирующими спонтанность, невозможность анализа сопротивления и пр.) отказался от него и заменил методом С. а. Техника свободного ассоциирования основывается на 3 предположениях: 1) все направления мысли имеют тенденцию приводить к тому, что имеет значение; 2) потребности пациента в психотерапии и понимание того, что его лечат, поведут его ассоциации в направлении значимого, за исключением того случая, когда действует сопротивление (которое проявляет себя во время сеанса в невозможности свободно ассоциировать и указывает на вытесненные влечения и травматические переживания); 3) сопротивление сводится к минимуму за счет релаксации и значительно усиливается за счет сосредоточения. Свободное ассоциирование является основой психоаналитического процесса, по сути дела представляющего собой С. а. и анализ психоаналитиком реакций сопротивления и переноса. Основное правило, которое должен выполнять пациент, поощряемый инструкцией психоаналитика, заключается в том, что он должен стремиться к открытости, сообщать, свободно высказывать свои мысли, представления, чувства, ожидания, воспоминания и факты, не пытаясь в это время сосредоточиться, не контролируя и не оценивая их, вне зависимости от того, что они могут казаться ему незначимыми, бессмысленными, нелепыми, постыдными и пр. Обстановка психоаналитического сеанса создается таким образом, чтобы способствовать свободному ассоциированию, максимально вызывать к жизни подавленные когда-то переживания и воспоминания. Пациент находится в пассивном положении, как правило, лежит на кушетке и не видит врача, а воздействия окружающей среды сводятся к минимуму. Однако С. а. не являются свободными и непосредственными в полном смысле слова, так как, с одной стороны, они могут быть обусловлены терапевтической ситуацией, личностью психоаналитика и взаимоотношениями с ним, а с другой — сам процесс предполагает не только свободное ассоциирование пациента, но и интерпретацию полученного материала психоаналитиком (и последующие ассоциации пациента могут быть ответом на это вмешательство) и собственное исследование своих ассоциаций пациентом. Таким образом, в процессе свободного ассоциирования пациент выполняет 2 функции: свободное ассоциирование и рефлексию, иными словами, он является одновременно и субъектом и объектом собственного опыта, т. е. позволяет своим мыслям и воспоминаниям свободно приходить в один момент и анализирует, исследует их в другой.