Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

СУПРУЖЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Особая форма психотерапии, которая ориентирована на супружескую пару, призвана помочь ей преодолеть семейные конфликты и кризисные ситуации, достигнуть гармонии во взаимоотношениях, обеспечить взаимное удовлетворение потребностей (Кратохвил — Kratochvil S., 1985), называется С. п.
Работа проводится либо с супружеской парой, либо с одним из партнеров, который пришел на прием к психотерапевту. При этом варианте С. п. с врачом обсуждаются не проблемы “другого” супруга, а лишь те мысли, чувства, переживания, которые есть у заявителя проблемы по поводу его (ее) супружества.
С. п. выступает в двух формах: как самостоятельный метод и как этап семейной психотерапии. В последнем случае супруги в процессе семейной психотерапии начинают осознавать, что неадаптивное поведение ребенка является следствием нарушений семейного контекста из-за некомпетентности их как родителей, которая обусловлена чувством неудовлетворен-ности супружескими отношениями. В такой ситуации семейный психотерапевт задает участникам психотерапии вопрос: “Как вы предпочитаете решать эту проблему — вместе или родители будут посещать одни занятия вдвоем, а на других вы будете присутствовать все?” В настоящее время в С. п. наиболее распространены динамический, поведенческий и гума-нистический подходы.
При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих партнеров. Прослеживается динамика межличностных отношений и ее связь с динамикой психических процессов. Основной предпосылкой психотерапевтических перемен является осознание участниками психотерапии связи между детерминантами поведения индивидов — их мотивами, с одной стороны, и особенностями контекста отношений, который они выстраивают, реализуя свои мотивы, — с другой.
Целью поведенческого подхода в С. п. является прежде всего изменение поведения партнеров, при этом используются методы обусловливания и обучения, что обеспечивает: 1) управление взаимным положительным поведением супругов; 2) приобретение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в области общения и совместного решения возникающих проблем; 3) выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении своего поведения. Поведенческое направление в С. п. в настоящее время наиболее распространено во всех странах мира. Самые популярные его формы — заключение супружеских контрактов, коммуникативные тренинги, в частности в форме конструктивного спора, приемы решения проблем и др.
В основе контракта лежит письменное соглашение, в котором супруги четко определяют свои требования в терминах поведения и взятые на себя обязательства. При формулировании требований рекомендуется использовать следующий под-ход: переход от общих жалоб к их конкретизации, далее от спецификации жалоб — к положительным предложениям, затем от положительных предложений — к договору с перечислением обязанностей каждого из супругов.
Методики, составляющие “Технику решения проблем” (Шиндлер и др. — Schindler L. et al., 1980) и “Руководство по решению проблем” (Кратохвил, 1991), являются простыми в использовании и достаточно эффективными при разрешении супружеских конфликтов. Авторы предлагают вести работу в несколько этапов.
1) Супруги заявляют проблему в конкретных терминах поведения (вместо “мне недостает внимания” следует сказать, какое внимание вам необходимо, что должен делать супруг, чтобы у вас было ощущение, что он проявляет внимание, “сколько раз в день, в неделю он будет делать...”.
2) Партнеры рассказывают о том, какие чувства испытывает каждый, говоря о своей проблеме.
3) Психотерапевт предлагает супругам найти друг в друге что-то хорошее, за что их можно похвалить. Первое условие решения проблемы — оба партнера предлагают свои варианты, не критикуя их. Второе условие — из всех вариантов отбираются наиболее разумные, и они последовательно обсуждаются. Супруги определяют, “чего бы хотелось достигнуть в идеале” и “что могло бы удовлетворить в реальности”. Третье условие — соглашение партнеров должно быть четким, конкретным и контролируемым. Психотерапевтам, руководствующимся “Техникой решения проблем”, рекомендуется посвящать каждую сессию решению отдельной проблемы и стремиться, чтобы обсуждение ограничивалось 10—20 минута-ми.
В настоящее время многие специалисты используют в своей работе интегративный подход, сочетая чаще всего методы когнитивно-поведенческой и системной психотерапии.
В гуманистическом подходе к психологической коррекции супружеских отношений ведущими являются представления о том, что в основе гармоничного брака лежат открытость, аутентичность, толерантность потребность в самовыражении, принадлежности другому и независимое развитие личности каждого. Сатир (Satir V., 1988) сравнивала гармоничный брак с вальсом — танцем, в котором каждый партнер, совершая движение, принадлежит другому, в то же время оставаясь самим собой. Гуманистический подход (Роджерс — Rogers С. R., 1972; Н. 0'Нейл и Г. 0'Нейл - O'Neil N.. O'Neil G., 1973) развился в противовес как динамическому, который излишне ориентирован на влияние исторического прошлого супруга и его родительской семьи, так и поведенческому подходу, слишком манипулятивному. Были сформулированы принципы открытого брака, создающего наиболее благоприятные условия для личностного роста партнеров: 1) принцип реальности, “здесь и теперь”; 2) уважение к личной жизни партнера; 3) открытое общение -не “читать” мысли другого, а открыто говорить о своих чувствах и желаниях; 4) подвижность в исполнении семейных ролей — пробовать менять роли, независимо от того, какими традиционно они считаются — мужскими или женскими; 5) равноправие, 6) доверие; 7) аутентичность — знать себя, знать себе цену и ценить право другого жить согласно своим представлениям; 8) открытое партнерство — каждый имеет право на собственные интересы и увлечения. В С. п. гуманистического направления психотерапевт создает условия, в которых супруги стремятся к вербализации своих чувств тем самым к улучшению взаимопонимания.