Все словари
Психоаналитические термины и понятия
Энциклопедия психотерапии
Словарь латинских выражений

Энциклопедия психотерапии:

Алфавитный указатель (русский):

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознание пациентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях, и на обучение реалистическим способам разрешения дисфункций в этой области. Большинство известных подходов Т.-о. п. зародились и развивались вне группового движения в психотерапии, однако в последнее время Т.-о. п. применяется преимущественно в групповых формах. Т.-о. п. имеет определенное сходство с гештальт-терапией поскольку также фокусируется на взаимоотношениях между руководителем группы и отдельным участником, а затем обращается к поощрению и поддержке другими участниками. Наиболее известными видами Т.-о. п. являются биоэнергетический анализ Лоуэна (Lowen A., 1972), метод Фельденкрейса (Feldenkrais М., 1972) метод Александера (Alexander F. М., 1932), структурная интеграция Рольф (Rolf I., 1976) и первичная терапия Янова (Janov A., 1972), которые генетически связаны с работами Райха (Reich W., 1949) (см. Характерологический анализ Райха). Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию “мышечной брони” (или “брони характера”), выражающейся в напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр. Противостоять психологическим защитным механизмом можно путем модификации телесного состояния и бездействия на напряженную область. Им были созданы методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц; с помощью физических воздействий высвобождаются завуалированные эмоции и чувства.
В последний период методики Т.-о. п. становятся составными частями интегративных подходов, использующихся в психотерапии психосоматических расстройств и направленных на преодоление определенных преморбидных качеств личности пациента с психосоматическими нарушениями, к которым относится, в частности, высокий уровень алекситимии (Крылова Г. С., 1992). Основой для разработки этих методик и подходов является биопсихосоциальная концепция погранич-ных нервно-психических и психосоматических расстройств (Кремлева О. В., Лозовой В. В., 1995).
В традиционных подходах Т.-о. п. разработан ряд понятий, к числу которых относятся “энергия”, “мышечная броня”, “почва под ногами”.
Понятие “энергия” имеет важнейшее значение для Т.-о. п. Ученик Райха — Лоуэн изучает тело с учетом его энергетических процессов и описывает его как “биоэлектрический океан” химического и энергетического обмена (Келеман — Keleman S., 1975). В понимании Лоуэна биоэнергетические нарушения способствуют невротическим расстройствам, а их устранение приводит к выздоровлению (см. Биоэнергетика).
Разрабатывая концепцию “мышечной брони”, телесно-ориентированные психотерапевты отмечают, что мышечное напряжение связано с различными ситуациями и психологическими травмами, переживаемыми людьми. Формирование характера и “мышечной брони” диалектически взаимосвязано, тело и психика в этом процессе непрерывно взаимодействуют. Примером такого единства является стремление маленького мальчика удержаться от плача: он стискивает зубы, сдерживает дыхание и напрягает мышцы живота и шеи. Это первая стадия при формировании “брони характера”. Позднее психотравмирующие моменты могут вызывать автоматическое торможение естественных двигательных и голосовых компонентов ответных реакций и становятся бессознательными. На основании изучения подобных мышечных проявлений Райх описывает 7 кругов формирования “мышечной брони”. Лоуэн в книге “Физическая динамика структуры характера” (1996) описывает 9 типов характера: оральный, мазохистический (1-й и 2-й), истерический (1-й и 2-й), фаллически-нарциссический, пассивно-женственный, шизофренический, шизоидный. Истерический и фаллически-нарциссический характер у женщин Лоуэн относит к ригидному типу.
В понятии “почва под ногами” имеется в виду не только реальная физическая опора, но и метафорическое выражение фрейдовского принципа реальности: “Чем прочнее человек ощущает свей контакт с почвой (реальностью), тем крепче он держится за нее, тем большую нагрузку он может вынести и тем лучше управляет чувствами” (Лоуэн, 1975). Иметь “почву под ногами” — значит быть в энергетическом контакте с почвой, обеспечивать ощущение стабильности и уверенности. Биоэнергетический терапевт Келеман в понятие “почва под ногами” включает связь с эмоциональными потребностями, течением организмической энергии, физическими и физиологическими процессами (Келеман, 1975). В Т.-о. п., наряду с приемами, использующимися в индивидуальной и групповой психотерапии других направлений, имеется несколько часто применяемых психотерапевтических процедур, влияющих на дыхание и способствующих пониманию своего телесного состояния и напряженных поз, а также двигательные упражнения, физический контакт между участниками группы.
Дыхательные упражнения являются классическими элементами Т.-о. п. Они включают задержку дыхания, расслабленное или полное дыхание, способствующие разрядке сдерживаемых чувств.
Участники групп Т.-о. п. обычно надевают легкую спортивную одежду, например шорты. В некоторых группах поощряется и полное раздевание. Типичным упражнением является демонстрация собственного тела перед зеркалом. Затем участники группы описывают тело человека стоящего перед ними. На основании полученных описательных характеристик руководитель и члены группы могут сделать выводы о “броне характера” каждого участника, блокировках спонтанного течения энергии, а также соотнести эти выводы с теми проблемами, которые возникают у участников группы. Таким образом, на протяжении всех занятий не прекращаются попытки соотнесения телесного состояния с обсуждаемыми психологическими темами. Мышечное напряжение определяется с помощью фиксации напряженных поз тела и упражнений, способствующих появлению напряжения. Основной напряженной позой в Т.-о. п. является арка — прогиб назад. При этом упражнении выявляются участки тела, склонные к чрезмерному мышечному напряжению и проявлению физической ригидности.
Двигательные упражнения, по мнению телесно-ориентированных психотерапевтов, способствуют возврату пациентов к примитивному эмоциональному состоянию, первичной природе человека. Одним из базовых физических упражнений при проведении Т.-о. п. является брыкание. Участники имитируют протестующие действия маленького ребенка, который ложится на спину, сучит ногами, колотит руками по полу н вертит головой из стороны в сторону. Физические движения сопровождаются выкриками “Нет!” или “Я не буду!”, и таким образом пациент получает доступ к заблокированным эмоциям гнева и ярости. Другие участники помогают каждому пациенту высвобождать указанные эмоции. Они могут активно стимулировать этот процесс, например утверждением “Да!”, если участник говорит “Нет!”, или “Ты будешь!”, когда пациент выкрикивает “Я не буду!”. Таким образом группа взаимодействует с главным участником, поощряя более полное высвобождение эмоций. Кроме брыкания, используются другие физические движения, такие как удары по матрасу или стулу. Применяются также упражнения, способствующие выражению негативных эмоций по отношению к другим участникам групповых занятий. Проявление негативных чувств, таких как гнев, страх, грусть, ненависть, почти всегда предшествует выражению положительных эмоций. По мнению телесно-ориентированных психотерапевтов, негативные чувства скрывают глубокую потребность в положительном контакте и успокоении. Утверждается также, что сильное высвобождение негативных аффектов может приводить к позитивным личностным изменениям (Олсен — Olsen P., 1976). В телесно-ориентированных группах чаще всего идут дальше эмоциональной разрядки и используют вновь возникающие чувства для взаимодействия с другими, для поиска обратной связи и вербальной работы над своими реакциями.
Большинство групп Т.-о. п. включают физический контакт в групповое взаимодействие. В ортодоксальной телесной терапии Райха для поощрения эмоциональной разрядки используют мышечный массаж. К пациенту прикасаются, осуществляя щипковые и давящие действия, чтобы помочь ему сломать “мышечную броню”, двигаются вниз по телу, достигая последнего круга, расположенного на уровне таза. Похожие на массаж действия применяются и в других телесных под-ходах для успокоения и поддержки пациента.
К Т.-о. п. относится метод Фельденкрейса. Суть его состоит в формировании лучших телесных привычек, в восстановлении естественной грации и свободы движений, в утверждении образа Я, в расширении самосознания и развития спо-собностей человека (Фельденкрейс, 1972). Автор утверждает, что деформированные паттерны мышечных движений приобретают застойный характер, становятся привычками, действующими вне сознания. Упражнения применяются для снижения избыточного напряжения при простых действиях, например при стоянии, и для высвобождения мышц с целью использования их по назначению. Для облегчения осознания мышечных усилий и плавности движений внимание пациента акцентируется на поиске лучшего положения, соответствующего его врожденной физической структуре. В этой методике определенное место занимают упражнения по дзюдо, которыми Фельденкрейс владел в совершенстве.
Другим подходом, подчеркивающим функциональное единство тела и психики и ставящим акцент на исследовании привычных поз и осанки, а также на возможности их улучшения, является метод Александера. Австрийский актер, он после ряда лет профессиональной деятельности потерял голос, что явилось для него настоящей трагедией из-за потери трудоспо-собности. Наблюдая за своими действиями в процессе речи, Александер обратил внимание на привычку запрокидывать голову назад, всасывая воздух и фактически сжимая голосовые связки, и попытался избавиться от неправильных движений и заменить их более подходящими. В результате он создал метод обучения интегрированным движениям, основанный на уравновешивании взаимодействия головы и позвоночника; начал обучать других своему методу и благодаря своей настойчивости смог вернуться в оперу. Метод Александера направлен на использование привычных телесных поз и их со-вершенствование, что помогает пациенту создать правильные соотношения между различными частями тела и способствует улучшению состояния и устранению различных симптомов. Как правило, терапия начинается с легкого надавливания на голову, при этом мышцы задней части шеи удлиняются. Пациент делает головой легкое движение вверх, голова как бы приподнимается, и таким образом создаются новые соотношения между весом головы и тонусом мышц. Далее продол-жаются легкие манипуляции в движении, в положении сидя, при вставании. В результате возникает сенсорное переживание “кинестетической легкости”, при котором пациент внезапно чувствует себя невесомым и расслабленным. Кроме уп-ражнений подобного типа, метод Александера включает также коррекцию психологических установок и устранение нежелательных физических привычек. Ведущий дает команды типа “Уроните голову”, “Освободите руки”, а участники груп-пы сознательно репетируют новые телесные состояния.
Физическому контакту большое внимание уделяется и в другом методе Т.-о. п. — в структурной интеграции Рольф, называемой также “рольфинг”. В основе этого метода лежат представления о том, что хорошо функционирующее тело с минимумом затрат энергии остается прямым и вертикальным, несмотря на влияние силы тяготения. Под влиянием стресса это положение искажается, а наиболее сильные изменения происходят в фасциях и соединительных оболочках, покры-вающих мышцы (Рольф, 1976). Терапия состоит из глубокого массажа с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень сильным и болезненным. Чем больше напряжение мышц, тем сильнее боль и тем более необ-ходимы упражнения. Процедура рольфинга включает 10 основных занятий, в ходе которых тело массируется в определенной последовательности, начиная с грудной клетки. Как и в терапии Райха, в общем состоянии организма большое значение придается тазовому отделу.
Первичная терапия Янова сходна с методиками, направленными на высвобождение негативных эмоций. Янов считал, что главной причиной невротического поведения являются заблокированные, болезненные эмоции и единственным мето-дом лечения может служить повторное переживание этих негативных чувств. Первичная терапия объединяет ассоциатив-ные цепи воспоминаний из далекого прошлого с мобилизацией энергетического потока в настоящем, использует словесную конфронтацию и дыхательные методики (Браун - Brown M., 1973).